Колокола... Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые, грустные и веселые, их голоса всеми народами мира во все времена воспринимались как дар неба — исцеляющий, возвышающий, защищающий человека, его род, его дом. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости. Они оповещали о грозящих стихийных бедствиях и о приближении врага, они встречали торжественным звоном дорогих гостей и народных героев, звали к единению и соборности.
Откуда пошли, когда появились колокола? Как они рождаются и сколько живут? Желание узнать это и многое другое о колоколах и приводит людей в колокольный музей. Когда имеешь возможность видеть рядом древнекитайский колокольчик XVI в. до н. э. и русский колокол XVI в. н. э., итальянский кампан XII в. и корабельную рынду XX в., буддийский ветров ой колокольчик XVII в. и валдайский ямской начала XIX в., то невольно задумываешься над тем, что на протяжении многих тысячелетий колокола были тем нем ногим, но стабильно необходимым, что связывало людей разных стран, верований и культур. И при этом как все вечное и совершенное, кажется, совсем не претерпевали никаких внешних изменений. Пастуший колокольчик XVI в. до н. э. из Древнего Китая ничем особым не отличается от коровьего ботала, сделанного в кузнице Ромкиных в с. Едрово в 1930 г. Также как и китайский, едровский колокольчик, сделанный XXXVI столетий спустя, скован из железа, склепан, а не отлит, имеет глухой, неяркий голос. Но внешняя непритязательность обоих колокольчиков компенсируется четко выверенной внутренней сутью предмета—оберега, отпугивающего все злое. И если Восток считал главной функцией колокола способность отгонять зло, то Запад — умение привлекать добро красотой колокольной формы и голоса.
Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время назывались не колоколами, а кампанами) и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся ему в видении как голос неба. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка.
С появлением церковных колоколов в Европе сложилась и манера звона в очапные, качающиеся колокола, которая вместе с самими колоколами пришла на Русь и удерживалась до XVII в., пока не появился особый, русский, звон в языки.
Впрочем, Византия, давая Руси православие, завещала не пользоваться колоколами, а звонить в било. Какое оно, византийское било, большое новгородское монастырское било и било гражданское, в чем его принципиальное отличие от колокола и в чем схожесть с ним можно узнать в колокольном музее. Так же как и увидеть самый первый русской работы колокол псковских мастеров Т. Андреева и П. Григорьева 1536 г. Немецкие колокола 1636 и 1648 гг., шведские трофейные колокола 1680 и 1692 гг., колокола русского царя Алексея Михайловича и шведского короля Карла XI, колокола, отлитые в XIX в. в Ярославле, Петербурге, Устюжне, Вятке, Валдае, отливки XX в. для церквей, железных дорог, кораблей, ямские, настольные, подарочные, ботала на шею скоту и дверные колокольчики—звонки — все это экспонаты музея колоколов. Особенность его состоит в том, что эти экспонаты можно не только смотреть, но и слушать. Размещенные на трех звонницах колокола дают возможность не только услышать колокольный звон в исполнении музейных сотрудников, увидеть его технику и звонарные приемы, но и попробовать позвонить самому посетителю. И оживут легенды, и пронзят ваше тело и душу ни с чем не сравнимые звуки, незримо связывающие Небо и землю, Господа и человека: вы поймете, что колокол — голос Неба. Почему европейские колокола поют, а русские говорят, что такое малиновый звон и кто он — мастер малинового звона Йо Хаазен, что общего между баньчжуном, «ямской гармонью» и карильоном, как звучала русская дорога полтора века назад и жив ли новгородский вечевой колокол — обо всем этом вы узнаете в Музее колоколов. В музее представлены материалы по истории колоколоведения, сегодняшнему состоянию колокольного ремесла и звонарного искусства. Здесь можно узнать о крупнейших исследователях и коллекционерах, заводах—производителях колоколов и мастерах, делающих колокольные сувениры для музея.
Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в архитектурном памятнике XVIII столетия путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины, построенной по проекту Н.А. Львова для императрицы Екатерины II (ул. Труда, д. 2а).
Музей работает с 10 до 18 часов, выходной — вторник. Телефон: (816 66) 2–04–97