Татьяна Шагинян
Собирание колокольчиков - хобби, которое пришло из России. Но прижилось быстро - мелодия звона задевает струны души человеческой…
Человек - существо удивительное и не только своей способностью мыслить и трудиться, но и собирать. Причем собирать всё, на что глаз ляжет или на что денег хватит. Первобытные люди тащили в свои пещеры всевозможные кости и зубы убиенных животных, индейцы коллекционировали скальпы, а как не вспомнить "прореху на теле человечества" - господина Плюшкина! Вот уж поистине, коллекционер-ценитель.
Пожалуй, самое распространенное коллекционирование (не считая денежных знаков как одной страны, так и нескольких), - собирание антиквариата. Собственно, об антиквариате мы сегодня и поговорим, но только не о простом, а о говорящем или поющем. Речь пойдет о коллекционировании колокольчиков.
Колокольчики бывают: ямские, коридорные, настольные (для вызова прислуги), рыбацкие, свадебные, коровьи ботала, кутасы, гремки, бубенцы-бубенчики и ропотни. И это далеко не все. Но особо ценятся среди коллекционеров ямщицкие или поддужные колокольчики, да еще непременно с надписью на юбочке. Кстати, именно этот ямщицкий колокольчик стал поэтическим символом России. "Прокачусь на тройке с бубенцами". Откуда же пошли этими самые поддужные, без которых сложно представить себе коллекцию колокольчиков.
В конце XVIII века в России учредили "образцовую почту", это были первые регулярные почтовые линии, по которым двигались кибитки с письмами. Поскольку народ образовывался, переписка велась активная, а доставлять ее необходимо было вовремя, почтовые дороги расширились и коней стали запрягать не "гуськом", а "тройкой". А чтобы мчащейся во всю прыть и растянутой по всей дороге тройку уступали дорогу, ямщики заявляли о своем приближении свистом. Свистеть, надо сказать, они умели исправно. Тогда правительство ввело сигнальный рожок - "немецкую моду", которую ямщики упорно саботировали. За что были биты больно и не раз.
Но, приблизительно в 70-е годы XVIII века какому-то умельцу пришло в голову подцепить на дугу коренника литой крикливый колокольчик. С этого времени и началось победоносное шествие колокольчика по России. Их веселый звон так полюбился народу, что использовать звоночки стали все - от почтовых ямщиков, до голубых кровей дворян, желающих прокатиться с веселым звоном. Началась неразбериха на дорогах, и колокольчики разрешили использовать только на почтовых каретах. Но не прост русский человек, и вошли в моду бубенцы - шарообразные колокольчики внутри которых катается дробина. За тихий воркующий звук их прозвали "воркунами", позвонцами, ширкунами, болхарами, глухарями, гормотунчиками.
Собирают и бубенцы и колокольчики, только первые, как правило, безымянные и не представляют особой ценности для знатоков. Другое дело - колокольчики. Сначала мастера-самоучки проживали вдоль почтовых трактов и продавали свои звонкие изделия ямщикам…
Но в XIX веке производство колокольчиков достигло вершины. Основными центрами были Валдай (валдайский колокольчик), Тюмень, Касимов, Вологда, Павлово, Рязань, Чебоксары. Самые знаменитые династии литейщиков - Клюйковы, Веденеевы и братья Трошины. Например, на нижегородской ярмарке в конце XIX века большим спросом пользовались "дар Валдая", сибирские, граненые, гречушные - всего более 70 видов по прейскуранту да каждый сорт имел несколько размеров. Их подбирали по созвучию, чтобы при беге тройки колокольчик пел, басил, гомонил, заливался.
А вот настоящие, коллекционные колокольцы отличаются надписью на "юбке" - ободке по подолу колокольчика. Называются они подписные, потому что увековечено на них имя мастера, время изготовления, но самое ценное - напутственное слово автора. Можно встретить не только фразу из песни или пословицу, но и ненормативную лексику. Как говорится - хозяин-барин. Самая распространенная надпись - "дар Валдая" и ее варианты.
Свадебные колокольчики, как правило, подписывались: "Кого люблю - того дарю". Правда, мастера-литейщики грамотности не учились (только колокололитейной), а увековечить свое имя хотели. Поэтому надписи попадались разные: "Прощай милыя моя, еду в дальныя края", "Вотъ стары друх лутчи новых двух", "Дешево любо дарю другу". Но надписи, независимо от и содержания, всегда были добрыми и искренними. А в этих понятиях слова и грамотность не так важны, главное, чтобы принес звонкий друг радость своему хозяину.
Грех не упомянуть об удивительной традиции литейщиков, отголоски которой дошли и до нас. Когда лили колокол на Руси, принято было распускать какую-то невероятную сплетню, и чем неправдоподобней она была, и чем дальше расходилась, тем звучнее выходил колокол. Делалось это исключительно из суеверных убеждений, - злых духов нужно отвлечь от важного процесса, чтобы не помешали и не украли голос колокола.
На литейных заводах работали профессионалы-сплетники, которые получали солидные гонорары за свои "небылицы". Когда же колокол отливали, слух опровергали, говоря, что колокол слили. Поговорка "колокола льют" была очень распространена в конце XIX века и означала, распускание слухов.
После революции, когда колокол был признан религиозным атрибутом и литейные заводы прикрыли, колокола вовсе упразднили. Профессор Дмитрий Ушаков в первом советском толковом словаре зафиксировал: "заливать, -аю, -аешь…- хвастливо врать, присочинять". Так и повелось с тех пор "заливать" - рассказывать небылицы, вот только колокола сейчас не льют. Надобности нет.
В Украину колокольчики и бубенцы пришли из России. Традиционно в украинских селах звонили к службе. Звон колокольчиков использовали и для того, чтобы созвать народ. Правда, в наше время популярно собирать не русские бубенцы, а колокольчики, привезенные с востока. Они не только по-особенному приглушенно звенят, но и отгоняют злых духов.
Может быть, лет эдак 200-300 спустя наши предки тоже будут коллекционировать, только уже не колокольчики, а мобилки и пейджеры. Прогресс, понимаешь.
Татьяна Шагинян
Ежедневное издание про Украину
http://www.proua.com/?do=articles&cat=7&id=4642