Возрожденные перезвоны

Евгений Пятунин

Еще недавно в глубинке антиквариат сдавали в металлолом

СТОЛЕТИЯМИ по бесконечным российским дорогам проносились воспетые в старинных романсах почтовые тройки. А под дугой на все лады заливались ямские колокольчики, отвлекая седоков от грустных дум, навевая им полузабытые мотивы и скрашивая монотонный путь.

Сигналы сквозь метель

Было у тех колокольчиков и более прозаическое предназначение: звон должен был предупредить смотрителя почтовой станции о приближении экипажа, о том, что надо выводить свежую тройку лошадей. А может, готовить самовар или постель.

Считается, что бронзовое "почтово-колокольное" литье зародилось на Валдае. Однако изготовлением колокольчиков занимались и в Елабуге, и в Рязани, и в Кунгуре - во многих городах вдоль почтовых трактов. Особенно литьем был знаменит небольшой городок Вятской губернии Слободской, где первый колокольный завод был основан братьями Бакулевыми в 1754 г.

Последние почтовые кони-звери бесславно дожили свой век в каком-нибудь ломовом городском извозе лет восемьдесят назад. Булыжник имперских трактов покрылся плохого качества асфальтом. Пропали бы и скупленные у народа за бесценок ямские колокольчики. Если бы в последний момент в Вятке не появился человек, обуянный страстью коллекционирования. Звали его Михаил Шершнев.

- Сюда я приехал тридцать лет назад, - рассказывает Михаил. - Я одессит, работал в учреждениях культуры в Воткинске, потом переехал в Киров. По роду своей деятельности я уже знал об уникальных слободских колокольных мастерах, но это была только теория. Но однажды, где-то в начале семидесятых, я по какому-то делу попал на склад утиля базы цветных металлов.

Спасенные творения

В углу склада Михаил обнаружил гору самых разномастных колоколов и колокольчиков. В другом - еще большую гору медных самоваров и прочего антиквариата. Все это скупалось у населения за копейки, разворовывалось с бабушкиных чердаков пронырливыми пионерами в дни сбора металлолома, затем прессовалось и отправлялось на переплавку на местный завод обработки цветных металлов. По городам и весям сновали скупщики цветмета. А расценки были такими: например, за старинный колокол или самовар пацану могли дать несколько пачек пистонов для "пугача", бабе - дешевую синтетическую косынку, а мужику - на бутылку пива.

Равнодушные снабженцы оборонных предприятий валили в прожорливые жерла плавильных печей былую славу русских мастеров. Самым простым было пробить брешь в системе "снизу". Первые экспонаты коллекции приобретались за пару мятых рублей, за бутылку.

- До сих пор вспоминаю случай, - рассказывает Михаил, - когда в куче самоваров я нашел очень старинный, в виде тюльпана. Ручки и кран самовара были украшены тончайшей резьбой, а верх покрашен розовой и голубой глазурью. Я уже почти сторговался с рабочим, но в это время пришел какой-то пьяный бригадир, начал на работягу орать: мол, что за торговлю ты здесь устроил! А потом приказал подчиненному расколотить самовар кувалдой, чтобы чугунные колосники - в одну сторону, а медная оболочка - в другую. Так же поступали и с колоколами, выколачивая чугунную "биту".

Тем не менее за тридцать лет кое-что удалось спасти. Сегодня в личном собрании вятского коллекционера более двухсот ямских колокольчиков и колоколов, изготовленных в основном слободскими мастерами. Параллельно пришлось "заниматься" самоварами, так как трудно было вынести варварское отношение к исконно русским "поильцам" и "душегреям". А позднее увлекся Михаил и старинными граммофонными пластинками. А потом и патефонами. Но главное в коллекции - колокола.

"Храбрый Егорий" и велосипедисты

Литье вятских мастеров отличается разнообразием - тут и орнаментальные щиты, и гербы российских городов. Но излюбленной темой слобожан, похоже, было изображение на "тулове" колокола Георгия Победоносца. Наверное, видели мастера в "Егории Храбром" защитника от всех невзгод, которые могли встретиться путникам в дороге.

А вот дань моде последней четверти ХIХ века, связанной с появлением педального велосипеда в России: мастер Алексей Ситников изобразил на колоколе четырех велосипедистов.

Все колокола в рабочем состоянии. Можно подобрать тройной перезвон на свой вкус - именно так поступали ямщики, подбирая основную тональность коренной лошади и сопутствующие - пристяжным. Кстати, когда з аграничные "почтари" пытались перенять у россиян употребление колокольчиков, у них ничего не получилось. Ведь в Европе лошадей запрягали "цугом", то есть парами друг за другом. А фирменные перезвоны получались только в "тройке", когда кони могли бежать не в ногу, а вразнобой.

- Интерес мой к двум столь, казалось бы, разноплановым по назначению предметам - колоколам и самоварам, если смотреть в корень, имеет вполне логичное историческое объяснение, - говорит Михаил Николаевич. - Ведь на Руси медных дел мастера с одинаковым успехом делали и то и другое. В списках владельцев заводов Вятской губернии за 1896 год читаем: "Попов Егор Михайлович. Завод для приготовления медных самоваров. Рабочих 18 человек. Адрес: г. Слободской, Набережная улица". Да, Поповы славились своими самоварами, которые неизменно получали медали на торгово-промышленных выставках, но также лили и колокольчики с неизменным декором - гербом города Слободского. Причем эти мастера не только подписывали свои колокольчики, но и снабжали их затейливой надписью типа: "Кого люблю, того и дарю", "Звону много - веселей дорога", "Купи - не скупись, езди - веселись", или "Езжай - поспешай, звени - утешай".

За четверть века Михаил Шершнев со своей коллекцией объездил всю страну - от Соловков до Одессы, от Калининграда до Владивостока. Теперь русские ямские колокольчики прочно обосновались на Вятке - месте своего рождения. И в День города или в другой праздник с ротонды Александровского сада над Вяткой-рекой вновь раздается многоголосый веселый перезвон.

- Впрочем, мы покривим душой, если скажем, что ямские колокола сегодня перешли только в разряд музейных ценностей и коллекционных раритетов, - сказал напоследок Михаил. - Они сохранились в одном старинном народном обряде - свадебном. Пусть не на почтовой тройке, а на "Волгах" и "Мерседесах". И не зря: колокольный звон всегда считался оберегом от различных бед, неурядиц и напастей.

Киров

Опубликовано в "Коллекции НГ"от 10.01.2001
Оригинал: http://collection.ng.ru/misc/2001-01-10/6_perezvon.html