Джаз и колокола

Светлана Юрьева

Юрий Жемчугов - человек в Красноярске известный: классный музыкант, барабанщик джазового квартета Игоря Дадаяна. Но мало кто знает, что именно благодаря ему так замечательно звучат колокола Благовещенского храма. Эта история началась в 1999 году. Тогда Юрий услышал, что на Пасху любой желающий может подняться на вершину храма и попробовать себя в качестве звонаря. Он же мечтал об этом очень давно. Естественно, пошел. И надо же такому случиться, встретил там своего коллегу, гитариста Тимофея Овчаренко, с которым вместе играл в группе "Война с саламандрами". Из мирских они были только вдвоем, остальные - монахини, послушницы, которые без благославления не могут подняться в звонницу (колокола считаются звучащими иконами, и отношение к ним такое же молитвенное).

Так вот. Два приятеля встретились и, что называется, отвели душу: звонили как могли, как подсказывала музыкальная подготовка, старались, чтобы погромче... В итоге, когда спустились вниз, Юрий понял, что почти оглох - в ушах вата, все время приходилось переспрашивать собеседника. Но ощущение осталось невероятное. И самому понравилось, и остальным. Его даже спросили: "Вы звонарем никогда не были?". А он первый раз в жизни к колоколам прикоснулся!

Весь год Юрий Жемчугов ждал следующей Пасхи. И в Светлое Христово Воскресенье снова пошел в храм (решил, кстати, заранее подготовиться - припас вату для ушей, но - забыл дома). И встретил того же приятеля. Звонили полчаса, не меньше. Удовольствия - море! И, странное дело, со слухом все осталось в порядке.

Прошел еще почти год. Овчаренко, который и прежде имел отношение к церкви, обратился по телефону к коллеге и... деликатно сообщил, что послушницы просят его о помощи - научить звонить. Юрий поначалу опешил: как же так, как же я могу обучать монахинь?! Но внутренний голос подсказывал: ты сможешь, у тебя есть подготовка, ты знаешь ритмическую основу, ты чувствуешь... Юрий согласился. Но, чтобы не быть дилетантом, ринулся первым делом в библиотеку. Слушал фонограммы, перелопатил кучу литературы и нашел наконец два сборника, из которых и узнал, что в старину растяжку колоколов делали по-особенному: все веревки привязывали к бревну, к противоположным перегородкам, и работа звонаря облегчалась. Тут надо отметить, что послушницы в Благовещенском храме были просто не в силах раскачать самый большой колокол, да с другими управлялись еле-еле, настолько это трудно физически.

Долго, очень долго барабанщик ломал голову над тем, как правильно оборудовать звонницу. Спать ложился, просил Господа, чтобы послал ему нужный сон. И однажды вечером - осенило! Просто увидел - КАК сделать. И сделал. Соорудили педали, к ним присоединили веревки от больших колоколов. Веревки от других опустил вниз и, как струны, привязал к двум палочкам - получилось! Звонить стало гораздо легче! Оставалась, правда, еще одна проблема, с небольшими зазвонными колоколами, которые никак "не хотели" звучать. Потом понял, почему: веревки для них были слишком тяжелыми, языки закручивались. Заменил их на капроновые шнуры (причем разноцветные - хоть маленькая, но радость послушницам), прицепил к педали большого колокола... И зазвучали колокола так, как нужно (Юрий, рассказывая об этом, все время повторяет: "С божьей помощью").

... Если подняться в звонницу по узкой деревянной лесенке, первым делом можно увидеть целую паутину из шнуров и веревок. На каждой - цветная тряпочка, "опознавательный знак". Колокола - высоко-высоко. Настоящие, храмовые, отлитые верующими (что очень важно!) мастерами специально для Благовещенского собора. Молоденькая хрупкая послушница Анна с видимой радостью берется рукой за "струны", внимательно слушает своего "педагога"... И - звон... Музыка. А ведь прежде это послушание - звонить в колокола - считалось далеко не самым легким.

... Как-то раз Юрий припозднился, входил в храм - услышал Благовест (сигнал к началу богослужения). Бегом бежал по лестнице, и вдруг - такой перезвон, что даже дух захватило! Поднялся, только высунул голову из проема - показал большой палец: все, мол, научились, я вам, сестры, больше не нужен. А Анна и Христина не хотят его отпускать. Да он и сам уже не мыслит себя без храма, без колоколов. Что-то новое придумывает, общается по Интернету со знающими людьми. И, конечно, звонит. Кстати, никаких неудобств со слухом не испытывает. Может, и вправду воля Божья? А музыкант он - точно от Бога.

Издательский дом Провинция