Ирина Лапина
Миллионы людей нашей планеты празднуют в эти дни Рождество Христово. Корни и традиции этого великого праздника уходят в далекую историю. Такие обычаи, как украшение рождественских или новогодних елок, зажженные свечи и огненные гирлянды, обмен подарками, парады санта-клаусов, обильные застолья возникали не сразу, постепенно, и лишь со временем стали частью большого и пышного торжества.
Попытаемся проследить эту историю и рассказать, почему елка стала первым и самым главным атрибутом этого празднества.
Уже в древней Месопотамии, Персии, Вавилоне возникли многодневные ритуалы, знаменовавшие приход зимы или, скорее, наступление нового года. Древние греки устраивали фестивали в честь их бога времени Хроноса. Римляне отмечали это событие ежегодно, славя при этом бога Сатурна и называли свое празднество Сатурналия. Это были великолепные дни отдыха, развлечений и веселья, сопровождаемые музыкой, танцами, маскарадами. Дети в это время не учились, семьи наносили визиты друзьям, обменивались подарками. Город был торжественно украшен: деревья увиты мириадами свечей, горевшими по вечерам и ночам. Это были дни мира, когда затухали войны и прекращалась вражда. Сатурналия длилась неделю с 17 по 23 декабря. В этом празднике можно найти многие традиции современного Рождества.
С нетерпением ждали и своеобразно отмечали наступление нового года многие языческие племена холодной северной Европы. Заканчивались длинные зимние ночи и холода, суровое и голодное время года. Но вот наступали первые теплые дни, Солнце стало появляться у горизонта и приходило время праздника Юля. Во время Юля, когда солнечный свет только пробивался, и вся земля была еще в объятиях полчищ привидений, прячущихся в темноте, не было ничего более комфортного, чем зажигание юльского бревна. Эта традиция позже привьется во многих регионах от Норвегии до Англии.
Юль был так же временем для приготовления питья эля, считавшегося полезным "лекарством" от зимних призраков. Во время Юля люди практически не работали, а больше веселились. К сожалению, многие традиции Юля утеряны и полностью забыты, но большая часть историков соглашается, что сердцевиной праздника было распитие эля. Викинги полагали, что эль возносит их на небеса, ближе к Богу. Можно только вообразить какие это были попойки!
Возвращаясь к римлянам, заметим, что самым знаменательным днем, прозванным днем Рождения Солнца, было 25 декабря, через день после окончания Сатурналии.
Никто не знает точно, когда был рожден Иисус Христос. Можно лишь с уверенностью сказать, что это было задолго до его официального празднования. Вместо 25 декабря с таким же успехом можно назвать 7 ноября или 1 июля. В раннем христианстве точная дата рождения Христа не была зафиксирована.
С возникновением и распространением христианства в Римской империи, последователи Христа решили торжественно отмечать его рождение, и в качестве самой подходящей возможности для празднования посчитали последние дни окончания Сатурналии.
Если бросить взгляд через века, особенно принимая во внимание пуританские взгляды, легко увидеть некотурую натянутость между святым образом Рождества и ритуалами, сопровождающими этот праздник. Римляне, обращенные в Христианство, слушали проповеди священников о смирении, послушании, вере в загробную жизнь, но в то же время они не хотели отказываться и от языческих праздников и веселья. Ритуалы Сатурналии были частью их жизни, и они не могли забыть о них, даже став верующими христианами. В конце-концов новые христианские обряды и традиции были соединены с языческими, и Рождество уже в те далекие времена стало принимать те очертания, к которым мы привыкли сейчас. Вот только праздник еще не назывался тогда Рождеством.
И все же мы можем указать более менее точные даты, когда возникло это название. В 137 году н.э. в Римской империии по указу одного епископа стало отмечаться рождение Христа. В 325 году первый христианский император Константин Великий издал указ, что Рождество должно отмечаться 25 декабря, и дата эта неизменна. Легко заметить, что эта дата была привязана к Сатурналии. К тому времени праздник стал назваться Mass of Christ или Christmass, что можно перевести как служение в честь Христа. Поскольку на греческом языке (как и на русском) имя Иисуса Христа пишется через Х, во многих странах с латинским алфавитом праздник сокращенно называют Хмаs.
Интересно наблюдать изменения в праздновании Рождества. Было добавлено немало церковных ритуалов, но все древние традиции, такие как зажжение свечей, украшение елок гирляндами, обмен подарками, застолье, сохранились. Рождество стало праздником счастья, веселья, благотворительности, прощения, обмена подарками и … временем для остановки и осмысления.
А теперь о главном украшении Рождества - ели, или, как мы привыкли говорить, новогодней елке. В суровую зиму германские племена язычников Северной Европы видели в вечно зеленых деревьях знак возрождения. Не только римляне, но и жители Центральной Европы украшали свои деревья свечами и всевозможными украшениями.
В христианской истории появление рождественской ели связывают с именами двух людей. Святой Бонифаций, живший в VIII веке, был английским евангелистским монахом у друидов. Одна история гласит, что Бонифаций использовал треугольную форму проекции ели, чтобы описать Святую Троицу. В результате друиды стали выделять это дерево, хотя до того, они почитали могущественный дуб.
Другая, весьма драматическая история, поведала нам, что Бонифаций срубил дуб одним ударом и увидел, что сквозь корни поваленного дуба пробиваются побеги ели. Бонифаций указал на это друидам, и все поверили, что ель более стойкое и жизненное дерево.
Викторианский автор Генри Ван Дайк в своем труде "Первая рождественская ель" написал об этой истории подробнее. Оказывается, Бонифаций узнал, что сын вождя Гундхара должен быть принесен в жертву друидами в канун Рождества. Это должно было произойти около огромного священного дуба.
Бонифаций не хотел смерти прекрасного юноши, а потому подошел к этому дереву с топором и свалил могучее дерево одним ударом. Окружившим его изумленным язычникам он указал на маленькие побеги вечно зеленых елочек, тянущихся к свету неподалеку и объявил: "Взгляните на них. Это жизнь и мир. И это совет - не проливайте кровь в эту ночь. В такую же ночь родился Святой Христос - сын Бога и Спаситель мира.
Это маленькое дерево, ребенок в лесу, станет вашим домашним деревом в эту ночь. Это дерево мира, поскольку ваши дома построены из ели. Это знак бесконечности жизни, так как все его веточки всегда остаются зелеными . Посмотрите, как устремлено оно в небеса. Давайте назовем это дерево деревом Христа-ребенка. Соберемся вокруг него, но не в диких лесах, а в ваших домах, где мы встретим этот день не каплями крови, а любовными подарками от чистого сердца и огнем свечей".
Не удивительно, как были потрясены язычники, осознав великую мудрость слов Бонифация. Как обрадовался вождь Гудхар, видя сына живым. Все мгновенно были обращены в новую веру. Ван Дайк повествует, что древесина от Святого дуба была порублена на материал для нового монастыря, что же касается маленькой елочки, то она тоже была срублена и поставлена в большой зале в доме вождя. Это была первая рождественская ель.
Другая легенда гласит, что в середине XVI века Мартин Лютер, основатель протестанской церкви, пошел гулять в лес в канун Рождества. Он бродил там до глубокой ночи, оказавшейся удивительно звездной, и принес домой маленькую ель. Он украсил ее свечами, чтобы показать своим детям, какие впечатляющие мерцающие звезды он видел на небе. Эта елка, как он сказал, была аллегорическим Христом - светом в мире.
Когда истории о Бонифации и Лютере распространились и стали общеизвестными, практика рубки елей и украшения их в домах стала расти. К концу XVI века украшенная елка на Рождество была в большей части немецких домов. На центральных площадях германских городов стали продаваться специальные елочные украшения. Примерно с 1610 года популярным украшением стал серебрянный дождь.
Эти традиции из Германии распространились на всю Европу. В России при Петре I дома, ворота украшались сосновыми и можжевеловыми ветвями. А до этого на Руси почиталась березка, которую украшали разноцветными лентами и лоскутами.
Победное шествие рождественской или новогодней елки вначале по европейским столицам, а затем и по всему миру, началось лишь с середины XVIII века, когда изобрели дешевые стеариновые свечи. В Англии в 1840 году королева Виктория и принц Альберт устроили настоящую сенсацию, красиво украсив ель в Виндзорском замке свечами, конфетами, фруктами, десертом и разноцветными шариками.
К этому времени традиция украшения елей была привезена и на североамериканский континент. Германские эмигранты в Пенсильвании не предсталяли свои жилища на Рождество без елочек. Правда, на американской земле этот обычай подвергся традиционный трансформации: коммерциализации. В 1830 году газета "Репабликан", издаваемая в Пенсильвании, сообщила что в городе Йорке выставлена очень красивая эффектно украшенная огромная ель, для осмотра которой посетители должны заплатить 6 центов.
И вот украшенная ель стала центром праздника. В наши дни все города Европы, Северной Америки почти целый месяц радуют глаз зеленые лесные красавицы. Огромная гигантская норвежская ель устанавливается каждый год на Трафальгарской площади в Лондоне.
Нью-йоркская елка - главная на североамериканском континенте. Первое дерево было установлено здесь в 1931 году, чтобы поднять дух у людей во время Великой Депресии. Ныне она устанавливается возле Рокфеллер-центра, напротив собора Св. Сульпиция. Обычно это красавица небывалой высоты. На празднование тысячелетия в 2000 году нью-йоркская-елка была высотой 30 метров и весила несколько тонн. Около расцвеченной тысячами огней зеленой гостьи проходят всегда замечательные торжества.
Красиво декорированные ели стоят в Белом доме, в Ватикане. Великолепная лесная красавица радует московскую детвору в Кремле. Невозможно обойтись без радостного восклицания при виде монреальских расцвеченных огнями елок, установленных на всех площадях, у магазинов, в офисах, в парках, садах, домах монреальцев. Каждое дерево в каждом доме шлет одно и то же сообщение: "Свет против Тьмы. Тепло жизни в разгар холода. Мир не хочет войны. Да здравствует жизнь!"
С Рождеством Христовым! С Новым годом! Счастья Всем и Любви!
Монреаль, 2004
Статья опубликована в газете "Место Встречи - Монреаль" и любезно предоставлена автором.
Статьи Ирины Лапиной в "Колокольном дневнике"
Санта-Клаус - 2007 из Монреаля
Китайский Дед Мороз
Рождественский бант
Московский Дед Мороз
Снеговик из Квебека
Снеговичок-березка
Мальчонка-снеговик из Калуги. Мастер О. Аристова
Канадский снеговик
Он же с ботиночками
Японская елка
Сибирский Дед-Мороз. Подарок Сони из магазина "Русская книга" в Монреале
Перуанская елочка
Перуанский снеговичок
На катке
"Памятник" Санта-Клаусу
С новогодним приветом с Тайваня
Ангел Радости с рождественским венком
Рождественская свеча. Ангел Надежды
С Рождеством! Ангел пожеланий
Дед Мороз-горнолыжник
Елочки из Германии
Шотландский рождественский венок. Подарок Греты Рессинской
Метель. Абстракция мастера "Вертиго"
Магазин "Бэй". С новым 2004 годом!
Канада зимой
Снеговик с улицы Сен-Сульпис, Монреаль
Он же с ножками
Рождественский цветок. Подарок Лены Ветвицкой
Замерзший зайчишка
Снеговик из магазина "Бомбей"
Снежинка Подарок Виктории Федоровой