Керамика Индии

Фотографии с выставки «В поисках волшебства. Художественная керамика Индии XIX-XX веков». Москва, Государственный музей Востока. 16.09.2020 – 25.10.2020.

Выставка. В поисках волшебства. Художественная керамика Индии XIX-XX веков


Далгатская керамика

«Получила свое название не по месту производства (ее делают в нескольких районах Кашмира), а по месту продажи в местечке Далгейт – так называют один из выходов из озера Дал в Шринагаре, где расположены плотина и шлюз».

Далгатская керамика
Далгатская керамика, 1950-е гг.

Вазы и сосуд с крышкой. Далгейт
Вазы и сосуд с крышкой. Далгейт, 1950-е гг.

Ваза. Далгейт
Ваза. Далгейт, 1950-е гг.

Ваза. Далгейт
Ваза. Далгейт, 1950-е гг.

Вазы и сосуд. Далгейт
Вазы и сосуд. Далгейт, 1950-е гг.

Вазы и сосуд. Далгейт
Вазы и сосуд. Далгейт, 1950-е гг.


Низамабадская керамика

Изделия низамабадской керамики декорируются в технике, имитирующей металлические изделия бидри. «Поскольку бидри изготавливались из черненого цинкового сплава, низамабадские керамические изделия имеют блестящую черную поверхность».

Кувшин. Низамбад
Сосуд Сурахи. Индия, XIX в. Цинковый сплав, техника бидри
Кувшин. Низамбад, XIX в. Глина, обжиг, лощение, гравировка, инкрустация


Делийская керамика

«Часто понятием делийская бело-голубая керамика обозначают изделия Кхурджа, Дели и Агра. Визуально по форме и декору изделия из этих центров практически неотличимы».

Сосуд. Дели
Сосуд. Дели, XIX в.


Бомбейская керамика

«Крупнейшая керамическая школа, действовавшая на протяжении второй половины XIX в. и существующая по сей день, располагается в Мумбае (Бомбее). Она является частью основанной членом общины парсов, торговцем и меценатом Джамситджи Джибджибхоем Школы искусств».

Бомбейская керамика
Бомбейская керамика, XIX в.

Сосуд афмоба. Бомбей
Сосуд афмоба. Бомбей, XIX в.

Сосуд сурахи. Бомбей
Сосуд сурахи. Бомбей, XIX в.

Сосуд. Бомбей
Сосуд. Бомбей, XIX в.

Сосуд. Бомбей
Сосуд. Бомбей, XIX в.


Джайпурская керамика

«Под общим названием джайпурская голубая керамика известна посуда, расписанная в основном в голубой гамме, и глазурованная керамическая плитка с белым черепком, использовавшаяся для облицовки зданий. Все эти изделия производились в мастерских Раджастхана и получили свое название по имени крупнейшего города региона, ныне столица штата – Джайнпура».

Сосуд мартабан. Джайпур
Сосуд мартабан. Джайпур, XIX в.

Вазы. Джайпур
Вазы. Джайпур, 1950-е гг.

Вазы. Джайпур
Вазы. Джайпур, 1950-е гг.

Блюдо. Джайпур
Блюдо. Джайпур, XIX в.


Бенгальская керамика

«Авторы росписей этих сосудов черпали свое вдохновение в творчестве бенгальского художника Джамини Роя (1887 – 1974)».

Вазы. Бенгалия
Вазы. Бенгалия, 1950-е гг.

Ваза. Бенгалия
Ваза. Бенгалия, 1950-е гг.

Ваза. Бенгалия
Ваза. Бенгалия, 1950-е гг.

Вазы. Бенгалия
Вазы. Бенгалия, 1950-е гг.

Вазы. Бенгалия
Вазы. Бенгалия, 1950-е гг.

Фото В. Леонова, О. Поповой
Москва, Музей Востока, 01.10.2020.
Цитаты взяты из материалов выставки.

Художественная керамика Индии XIX - XX веков в собрании Государственного музея Востока