Коллекция колокольчиков
Все колокольчики коллекции Промыслы, производства Колокольчики - человечки Колокольный зоопарк Колокольный сад Колокольчики - города Колокольчики - домики Новогодние колокольчики Восточные колокольчики Разные колокольчики
Заметки на полях
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной, -
И в шуме листьев замер он.

Ф. И. Тютчев
Отрывок из стихотворения "Вечер"
Конец 20-х гг. XIX в.

Путешествие в Ростов Великий

В августе прошлого года в музее частных коллекций Ростовского Кремля открылась выставка ямщицких колокольчиков и бубенцов Вячеслава Александровича Кима (1938-2000). Им было собрано более 2000 поддужных, подшейных, дверных, кабинетных, рыбацких, станционных и других колокольчиков.

Отправиться в Ростов Великий удалось только этим летом. Добирались поездом с Ярославкого вокзала. Время отправления из Москвы - 8-30. В Ростов Великий прибыли через 3 ч. 40 мин. По расписанию до Ростова ехать 3 часа, однако, поезд, как правило, опаздывает.

И вот мы в Ростове Великом. Обратный поезд только через пять с половиной часов. Времени для посещения Кремля, в котором находится выставка и большинство достопримечательностей, казалось, достаточно.

От вокзала, перпендикулярно железной дороге, идет улица, по которой до Кремля минут двадцать ходьбы. По пути можно полюбоваться домиками с разнообразными резными окошками и насладиться тишиной провинциального городка.
(На фотографии дом творчества "Хорс")

На территорию Кремля можно войти через Церковную лавку и сразу оказаться на Соборной площади перед Успенским собором - древнейшим сооружением Ростова. Первая рубленая из дубовых бревен церковь во имя Успения Богородицы была построена в 991 году. Здесь же располагается знаменитая Соборная Звонница.

Когда мы вышли на площадь, на Звоннице были люди, исполнявшие колокольную музыку. Звук снял усталость, стало хорошо и легко. Послушав некоторое время, полюбовавшись Успенским собором и Звонницей, отправились искать Музей личных коллекций, в котором находится выставка ямщицких колокольчиков и бубенцов В.А. Кима.

Вот Красная палата. В галерее на втором этаже и располагается выставка. Красная палата - это царский путевой дворец, его построили в 1670 году. На второй этаж ведет лестница огромного крыльца.

Еще находясь под сильным впечатлением от колокольных звонов, возникло уже новое радостное предчувствие встречи с коллекцией, которую так давно хотелось посмотреть. Руки потянулись к фотоаппарату, однако смотритель музея категорически запретил снимать. Что ж... смирившись, начали осматривать колокольчики и читать таблички, т.к. экскурсию тоже заказать не удалось. Оказывается, в субботу у экскурсоводов по колокольчикам выходной, наверное работают на своих огородах

Об истории ямщицких колокольчиков и бубенцов, о Вячеславе Александровиче Киме см. сайт музея.

Несмотря на кажущееся однообразие ямских колокольчиков, все они имеют отличительные особенности, присущие определенному центру производства или мастеру, которые можно определить по таким признакам, как форма колокольчика, наличие орнаментов или изображений, шрифт надписей, вид крепления петли для подвешивания язычка, ушко, оформление пояса, качество отливки и др.

Существовало много центров литья колокольчиков, которые располагались в районах прохождения почтовых трактов. Известны такие центры как Валдайский (Новгородская губерния), Слободской (Вятская губерния), Касимовский (Рязанская губерния), Пурехский (Нижегородская губерния), Тюменский, Кунгурский, Вологодский и т. д.

Одним из первых и основных центров производства ямских колокольчиков являлся город Валдай. Вот как определяет признаки валдайских колокольчиков В.А.Ким в статье "Повторные отливки ямских колокольчиков": "Валдайским колокольчикам присущи следующие общие признаки: классическая валдайская форма (с 60-х годов XIX века широко использовалась форма валдайская с конической юбкой, обычно большого диаметра); значительная плотность и масса; полное отсутствие украшений на тулове, тулово обычно имеет кольцевые ободки, проточенные на токарном станке (наличие украшений на тулове - первый признак, что колокольчик отливался позже указанной на нем даты, другим мастером и в другом месте); надписи только на юбке и только присущими валдайским мастерам шрифтами, которые можно "уловить" по колокольчикам с обозначение валдайских мастеров на юбке, причем надписи для разных мастеров выполнял, видимо, кто-то один, наиболее грамотный и опытный; петля для подвески языка всегда кованая, трапециевидная, небольшая и низкая в отличие от петли касимовских мастеров; у поздних валдайских колокольчиков появляется проволочная круглая петля (наличие другой петли является вторым признаком, что колокольчик отлит не в Валдае); крыша колокольчика обычно выпуклая, иногда с незначительным скосом, присущим только определенным мастерам; язык обычно кованый, у поздних колокольчиков язык в виде кованого кольца на проволочной восьмерке или на ремешке (ремешок - видимо, вторичная подвеска)."

Пурехские колокольчики появились в 1860-х годах, и к концу XIX века село Пурех и его окрестности стали главным центром производства ямских колокольчиков в России. Сначала они были похожи на валдайские, но потом приобрели свои отличительные черты: специфические шрифты надписей и их расположение, почти обязательная нумерация, определенные украшения на тулове и т. д.

(На фотографии колокольчик поддужный XIX в. Бронза, литье. Село Пурех Нижегородской губернии.
Cнят в музее-усадьбе Коломенское в апреле 2002 г.)

Почти каждый поддужный колокольчик имеет вокруг своей юбки литую надпись, например, "Мчится тройка удалая, колокольчик-дар Валдая"; "Кого люблю, того дарю"; "Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей" и т.д. Кроме надписи на тулове колокольчика часто помещались изображения птиц (символов радости, жизни, счастья), Георгия Победоносца, поражающего Змея (символ зла), всадника на коне, различные орнаменты, а в конце XIX века - аверс и реверс медалей, полученных производителем на выставках с гербовым двуглавым орлом между ними.

И все же колокольчик - это прежде всего звук. В качестве металла для поддужных колокольчиков русские мастера использовали колокольную бронзу (15-20% олова и 80-85% меди). Из нее получались самые звонкие колокольчики. Часто на каждой лошадиной дуге было несколько колокольчиков. Более того, некоторые ямщики подбирали по тону и подвешивали целые наборы колокольчиков, звон от которых был таким звучным, что их называли ямщицкими гармонями.

Конечно, собираясь на выставку столь долгое время, хотелось услышать много интересных легенд, послушать колокольчики, сделать интересные снимки. Вместо этого мы оказались в тихом пустынном музейном зале под зорким присмотром хранителей экспонатов, среди огромного количества колокольчиков, запертых под стеклом. Глядя на них мелькнула мысль - как птицы в клетке, грустные, молчаливые, а когда-то звонкие, греющие душу людей в долгой дороге и веселящие на праздничных народных гуляньях, свадьбах. Грянуть бы им всем вместе!

После посещения музея личных коллекций захотелось вернуться на Соборную площадь, где вовсю разливался свободный радостный звон больших собратьев ямщицких колокольчиков. Оказывается, люди на Звоннице - это ученики Московского колокольного центра, приехавшие на занятия. Подняться на Звонницу пока не было возможности, поэтому отправились гулять по Кремлю.

Возле Красной палаты нам предложили сфотографироваться в различных старинных костюмах. Я выбрала царский:)

В стене слева от Красной палаты мы увидели маленький арочный проход - это калитка Митрополичьего сада. В саду посажены молодые яблони и другие фруктовые деревья. Недалеко от сада ведутся раскопки.

Затем мы отправились к озеру Неро, которое раскинулось за стенами Кремля. На берегу озера перед Кремлем находится дом творчества "Хорс" (см. фото в начале рассказа), расположенный в домике, представляющем собой типичный образец деревянной городской застройки Ростова. Построен в середине 19 века купцом из Санкт-Петербурга торговавшим табаком. Три резных окошка, крылечко, огород и живописный садик вокруг. Легко представить, что в доме есть стол с узорчатой скатертью, дымит самовар, в печке уже почти готовы пирожки!:)...

Правда мечтать уже не было времени. Пора возвращаться на вокзал...

В конце путешествия мы еще раз вернулись на Соборную площадь. К этому времени все мероприятия на Звоннице закончились, и можно было подняться к колоколам.

На верхнюю площадку Звонницы ведет узкая лестница с высокими ступенями, уходящая в толщу стены. Направление каменной лестницы отмечено на фасаде крошечными оконцами идущими по диагонали. Звонница была построена в 80-е годы XVII мастерами митрополита Ионы Сысоевича. Под его руководством были возведены основные сооружения Кремля и отлиты колокола. В письме к одному из своих друзей Иона Сысоевич писал: "На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки".

Вот знаменитый Сысой - самый большой из сохранившихся звучащих колоколов в Европе. Торжественный, могучий, величественный, отдыхающий после пения. Его огромный тяжелый язык привязан веревкой. Нелегко, наверное, звонить в такой колокол! Руки потянулись, чтобы прикоснуться к нему и почему-то пожалеть, погладить... Колокол весит 2000 пудов (32 тонны). По нижней его кромке декоративным пояском бежит затейливая славянская вязь, из которой становится ясно, что колокол был отлит в 1689 г. мастером Флором Терентьевым. Сысоем назван в честь отца митрополита Ионы - деревенского священника Сысоя.

Полиелейный - следующий по величине, тысячепудовый колокол (16 тонн). Его отливали чуть раньше, в 1683 году, мастер Филипп Андреев с сыном Киприаном.

Третий по величине - Лебедь отлит годом раньше теми же мастерами, весит 500 пудов (8 тонн). Эти три колокола развешены в порядке убывания размера.

Сейчас на Звоннице 15 колоколов и почти каждый имеет свое название: "Голодарь", "Баран", "Козел", "Красный", "Зазвонный" и т.д.

Звук каждого колокола соответствует определенной ноте музыкального звукоряда. Например, Сысой - это почти идеальное "до" большой октавы.

Существует несколько мелодий звонов, таких как "ионинский", "георгиевский", "красный", "будничный", "акимовский" и другие. В конце XIX столетия они были переложены на ноты. Делу сохранения звонов и переложения их на ноты посвятил себя знаток и ценитель звонарского искусства протоиререй А.А. Израилев.

Много интересной информации о ростовских колоколах, а также сами звоны можно найти на сайте Ростовские звоны

Попрощавшись с Кремлем, мы отправились на вокзал. Казавшихся достаточным в начале путешествия по Ростову пяти с половиной часов оказалось очень мало. В самом Кремле, а также за его пределами очень много церквей, монастырей, интересных выставок и экспозиций. Еще хотя бы денек, а может быть и неделька не помешала бы:)

В поезде рассматривали приобретенные книжки, среди которых замечательная книга А.В. Лапшина о литье колоколов и колокольчиков, путеводитель Е.В. Ладыгина "Ростов Великий глазами художника", "Колокола и колокольни Ростова Великого" и др. Конечно же приобрели колокольчик с изображением Звонницы. Он изготовлен из чернолощеной керамики в мастерской сувенирной лавки, расположенной на территории Кремля у подножия Соборной Звонницы. О возрождении керамического промысла в Ростове см. Ростовская керамика возрождается.

Закончилось путешествие в Ростов Великий. Не смотря на долгую дорогу (9 часов) и жару (более 30), усталости не чувствовалось. Вместо этого - радость, легкость, яркие образы, чудесные звуки. Хоть сейчас снова в путь! В Ростов, где никогда не надоест слушать колокольные звоны!

А, может быть в Ярославль?..

О. Попова
Москва, 2002

Материалы:
В.А. Ким "Повторные отливки ямских колокольчиков"
Е.В. Ладыгин "Ростов Великий глазами художника"

Колокольчики on-line2001-2018 Написать письмо
Колокольная галерея - выставки колокольчиков из частных коллекций