Звонкий атрибут праздника

Светлана Рябушкина

Какие праздники на Руси бывали без катания на тройках, украшенных колокольчиками и бубенцами, звонко переливающимися при езде? Этот радостный перезвон - неотъемлемый атрибут красочного хаоса ярмарок и базаров, святочных и масленичных забав.

В России особую известность приобрел поддужный колокольчик как сигнальный знак почтовой службы и часть украшения упряжи, появившийся примерно в 70-е годы XVIII века. Возник колокольный промысел на Валдае, где исстари существовало кузнечество. Позднее были хорошо известны поддужные колокольчики пурехских, касимовских, павловских, кунгурских, тюменских мастеров. Делали их из меди и железа, по технике - это могло быть и литье, и ковка, и штамповка. И звались они в разных местах по-своему: глухарями, воркунами, громотунчиками, погремками, позвонками, болкунами, балабончиками.

По разным воспоминаниям появление колокольчика под дугою связывают с именем Екатерины II. Однажды, возвращаясь с юга России, императрица, коллекционировавшая "забавные редкости", попросила валдайских мастеров отлить семь колокольцев: два - размером с наперсток, два - вдвое больше, два - втрое, один - в шесть раз больше первых. Самый большой из них предположительно имел средние размеры поддужного колокольчика (примерно 10х10 см). Семью колокольцами был украшен "стальной туалет" - подарок императрице от тульских умельцев. Когда ей хотелось позвать прислугу, она, сидя перед зеркалом, бралась за шнурок, и семь серебряных голосков разрывали тишину покоев.

Были колокольчики рыбацкие, коридорные, дверные, настольные (столовые). В Западной Европе настольные колокольчики со времен Возрождения стали неотъемлемым элементом дворцового интерьера. Их можно отнести к произведениям скульптуры малых форм. Рукоятка настольного колокольчика моделировалась иногда в виде изящной фигурки, а корпус часто украшали рельефом.

Бубенцы (металлические шарообразные колокольчики с дробинкой, иногда двумя, - внутри) были распространены не менее, чем колокольчики, но выполняли скорее развлекательные функции. Они использовались в различных культовых обрядах, прикреплялись к одежде, к животным, ловчим птицам, подвешивались к предметам в жилых помещениях, повозкам, музыкальным инструментам, игрушкам. В Москве в 10-х годах XX века продавался веселый Петрушка, наряженный в скоморошье платье и колпак с бубенчиками.

Детская игрушка -
Веселый Петрушка!
Веселый бим-бом
Веселит весь дом!
- приговаривал на ярмарке уличный продавец. В древнерусском костюме бубенцы играли роль декоративных деталей и пуговиц. Платье царского шута тоже украшалось множеством бубенчиков.

Jingle bells, jingle bells… (Звенят колокольчики…) - знакомое начало популярной английской рождественской песенки. Во многих странах Европы зимние праздники проходили под звонкий аккомпанемент: рождественские катания на санях, запряженных лошадьми с бубенцами, в Скандинавии и на Британских островах; шествия масок "Glockler" (от glocke - колокольцы, подвешенные к их одежде) в Австрии и Германии и ряженых колядовщиков, отгоняющих колокольчиками и трещетками злых духов, в Венгрии, Чехии, Словакии, Греции; уличные веселья с песнями и плясками под бубен в Испании и Португалии и множество других обрядов и обычаев.

На рождественских базарах и на ярмарках в масленицу среди прочего товара предлагались и звонкие колокольцы на любой вкус. Старые традиции живут и сегодня. Вот такие колокольчики мы увидели на новогоднем базаре в старой Праге (на фото), побрякивающие при малейшем шевелении декабрьского воздуха, сверкающие золотом, серебром и медью, - дело рук здешних мастеровых.

Источник: журнал "Мир металла" (ostmetal.info)