О колокольных звонах и колоколах из архива сайта "Комсомольская правда в Петербурге"

Из архива сайта "Комсомольская правда в Петербурге"

Звонарю не нужно вдохновения

Хороший звонарь может сыграть на колоколах и рок, и джаз, но никогда не будет этого делать

Корреспондент "Комсомолки" с трудом одолел 65-метровую громаду колокольни собора Во Имя Иконы Владимирской Божией Матери. Глядя, как я безуспешно пытаюсь отдышаться, Владимир Кайчук, один из лучших звонарей России, понимающе сказал:

- Ничего, поначалу всем тяжело бывает. Потом привыкаешь. Зато посмотри, какой вид отсюда открывается.

Что правда то правда. Весь центр города как на ладони. С высоты 42 метров люди, снующие туда-сюда между станциями метро "Достоевская" и "Владимирская", похожи на искусно вырезанных солдатиков. Сама же звонная площадка представляет собой окружность метров 15 в диаметре, на краю которой стоит небольшая деревянная будка. Однако звонарь сидит не в ней - он бьет в колокола посредством хитро прикрепленных к ним веревочек и деревяшек в центре площадки.

Правда, наш с Владимиром разговор происходил не под колоколами. Холодный осенний ветер быстро согнал нас в реставраторскую, где и проходило мое дальнейшее знакомство со звонарской наукой.

"Многостаночник"

- Восстановление позолоты и другой церковной утвари - еще одно мое занятие, - объясняет Владимир, глядя, как я недоуменно осматриваю выточенные из дерева фигуры, а также всевозможные лаки, краски и кисти.

- А звонарству ремесло реставратора не мешает? - спрашиваю его.

- Да нет. Скорее, дополняет - занимая две должности, только чувствуешь себя еще более полезным церкви, - считает Владимир.

Впрочем, помимо этих двух работ, Кайчук умудряется выкраивать время и на преподавательство. На сегодняшний день он является руководителем единственной школы звонарей в Петербурге.

- Сейчас у нас записано 12 человек. Это безумно много, - сокрушается Владимир. - Лучше всего, когда учеников не более одного-двух. Ведь к каждому нужен индивидуальный подход.

Это еще что. Вот в прошлом году у Владимира было аж 16 учеников, и к каждому звонарь старался найти свой подход. Теперь Владимир даже начинает подумывать о введении платного обучения - конечно, для взрослых. Дети в его школу ходят бесплатно. Что же касается срока обучения, то он, по мнению Владимира, сугубо индивидуален. Но в среднем овладеть искусством управления колоколами можно месяца за четыре.

Кому нужен рок на колоколах?

Какими качествами надо обладать, чтобы стать хорошим звонарем? Прежде всего, конечно, слухом и чувством ритма. Однако...

- Звонарем может стать только тот, кто твердо усвоит, что звон - это не самовыражение. Церковные каноны содержат границы, в которых и должен работать звонарь. Вдохновение здесь только вредит - на колоколах можно сыграть и рок, и джаз, но кому это надо?

Сам Владимир стал звонарем семь лет назад. С тех пор он в совершенстве овладел колокольным искусством - например, в прошлом году стал лауреатом Всероссийского фестиваля "Колокольная симфония-2000". Однако Кайчук не любит выставлять себя напоказ:

- Грешно гордиться собой. Я не могу чувствовать себя мастером - надо постоянно развиваться, принимать что-то новое, экспериментировать. Иначе просто начнешь деградировать.

Пасхальный "беспредел"

Самосовершенствуется Владимир, как и все звонари, два раза в день - во время службы. Первый звон прихожане слышат в 9 утра, а в 6 вечера ритмичному переливу колоколов внимают возвращающиеся с работы горожане. Непосредственно звон длится минут пять, в церковные праздники - 10-15. Это, конечно, не считая главного православного торжества - Пасхи. Тогда переливы колоколов раздаются целый день. Однажды на Пасху звонарь так "наигрался", что звон стоял в ушах еще много часов.

Кайчук пошел в звонари не из-за "модности" профессии и всего духовного, как это случалось в начале 90-х годов. Наоборот, Владимир получает в месяц 600 рублей, а сама должность звонаря считается низшей в церковной иерархии. Что же привело его на колокольню?

- Понимаете, однажды я услышал колокола и понял, что это мое. Вот, собственно, и все, - улыбаясь, объясняет Кайчук.

Александр Макаренко

Ритм против мелодии

Собору Во Имя Владимирской Божией Матери повезло - в нем работают несколько колокольных дел мастеров во главе с Кайчуком. Чего нельзя сказать о большинстве других святых мест Петербурга, которые не могут позволить себе роскоши иметь в штате звонаря. Нередко обязанности последнего в них выполняют дьяки, чтецы или певчие. Хотя не меньше, чем со звонарями, проблем и с колоколами. В ведении Владимира сегодня 15 колоколов, чего, в принципе, хватает для нормальной игры. Обычно же в церквях города по 4-6 колоколов, на которых можно сыграть лишь примитивный ритм. К слову, колокол - штука тяжелая. В "коллекции" Владимира самый массивный из них весит полтонны. Самый же большой из регулярно звонящих колоколов - Сысой - висит в Ростове. Он тянет примерно на 2000 пудов, что составляет 32 тонны!

Первенство по числу колоколов в Петербурге - 51- держит Петропавловка. Все вместе они составляют знаменитый карийон - музыкальный инструмент, состоящий из множества разного размера колоколов, звучащих с помощью клавишного механизма. Впрочем, карийон больше присущ католичеству с его мелодичными колокольными звонами. Для православия же на первом месте стоит ритмичность, отражающая интонации самой молитвы. К слову, в Петропавловке - самая оригинальная в мире колокольня . В ней, помимо католического карийона и русской звонницы, есть еще и нейтральная группа колоколов - куранты.

Знаете ли вы, что...

Словосочетание "малиновый звон" пошло от названия бельгийского городка Малин, славящегося своими мелодичными колокольными звонами.

Существует всего три разновидности колокольного звона. Благовест - это удары в большой колокол. Перезвон или перебор представляют собой поочередное перебирание один за другим всех колоколов. Ну а трезвон включает в себя удары одновременно в несколько колоколов.

Поговорка "пуститься во все тяжкие" означала "звонить во все колокола"?

Издавна колокольные звоны служили для обозначения различных событий. Так, "хлебный" в Турине подавал сигнал замешивать тесто, "пивной" в Гданьске открывал харчевни, а "колокол пьяниц" в Париже их закрывал, "колокол чистоты" в Бонне призывал мести улицы, "процентный" во Фрайбурге требовал возвращения долгов, "кровавый" в Кельне сообщал о суде, "колокол бедного грешника" в Лондоне созывал народ на казнь, а от "трудового" в Аахене пошли фабричные гудки.

Самый тяжелый в мире колокол отлили в Москве. Знаменитый Царь-колокол весит 192 тонны. Правда, из-за несовершенства литейной техники он лопнул при изготовлении.

http://www.kppublish.ru/archiv/2001/11/01.html
2001 г.